
По словам режиссёра Алексея Неймышева, фильм "Эфир" охватывает почти три десятилетия из жизни Берггольц, на которые пришлись первая любовь, становление как журналиста и поэта, личные утраты, репрессии, блокада, всесоюзная слава.
– В картине поэтапно раскрывается то, что сама поэтесса называла "правдой души", – комментирует Алексей.
– В кульминации героиня делает выбор: проститься с умирающим мужем или выйти в эфир. Она выбирает эфир – не как абстракцию, а как обязанность, как форму любви к своему родному городу и к простым ленинградцам.Сцена из фильма. Ольга Берггольц (Маргарита Таничева) с сестрой Мусей (Полина Строгая)
предоставлено пресс-службой фонда Neymaxx Multimedia
Фото:
Главная роль
Ольгу Берггольц играет петербургская актриса Маргарита Таничева.
– Когда был готов сценарий, мы предложили актрисам прислать видеопробы, – рассказывает Алексей Неймышев. – Маргарита нам показалась наиболее убедительной в роли Ольги Берггольц. Рита – актриса театра "Буфф", для неё это первая главная роль в кино. У неё очень органично получилось создать образ прославленной поэтессы – жены, матери, чувственной натуры, но при этом мужественной и несгибаемой женщины, ставшей символом стойкости блокадного Ленинграда.
Актриса Маргарита Таничева в роли Ольги Берггольц
предоставлено пресс-службой фонда Neymaxx Multimedia
Фото:
Чёрно-белое кино
Съёмки проходили на "Ленфильме" в павильоне №5.
– Так случилось, что я снялся в нескольких фильмах Александра Сокурова, – рассказывает Алексей Неймышев. – В начале 2000-х сыграл одну из главных ролей в фильме "Отец и сын".
Эта картина участвовала в Каннском фестивале и получила приз. В Каннах я увидел фильм режиссёра Ларса фон Триера "Догвилль" с Николь Кидман в главной роли. В этой картине практически нет декораций, снимался он на одной площадке. Тогда меня поразил этот фильм, и я подумал, что хотел бы снять нечто подобное по форме. В результате нашу картину "Эфир" мы снимали исключительно в павильоне, в том числе уличные сцены.Режиссеры фильма Алексей Неймышев и Мария Баева и актриса Маргарита Таничева (в центре)
предоставлено пресс-службой фонда Neymaxx Multimedia
Фото:
Оператор-постановщик Александр Буров превратил съёмочную площадку в ритмическую шахматную доску: камеры фиксируют не интерьер, а поступки и эмоции героев.
– Фильм будет чёрно-белым, – говорит оператор Александр Буров. – Зритель увидит фактуру того "великого немого" кинематографа, где повышены контрасты, нарушена тональность монохромной передачи цветов. В старых фильмах с Верой Холодной и Дмитрием Мозжухиным зрителю казалось, что у актёров светятся лица, а губы слишком тёмные, почти чёрные. Это сама плёнка их "подкрашивала". Мы сцены блокадного города выводили в чёрно-белый монохром только из синего слоя, что накладывало особый отпечаток на лица героев.
Художественным консультантом проекта стал Александр Сокуров.
– Когда Александр Николаевич увидел отснятый материал, он лаконично отметил: "Фильм получится. Материал хороший", – говорит режиссёр картины.
В некоторых сценах фильма заняты юные актёры массовых сцен
предоставлено пресс-службой фонда Neymaxx Multimedia
Фото:
Никто не забыт, ничто не забыто
Ольга Фёдоровна Берггольц (16 мая 1910, Санкт-Петербург – 13 ноября 1975, Ленинград) – русская советская поэтесса, прозаик и драматург, военный корреспондент. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: "Никто не забыт, ничто не забыто". Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994, посмертно).
Свежие комментарии